Неделя в ЖКХ

20.03.2023

Неделя ЖКХКР на СОИ:кого ждет перерасчет?

Новости, связанные с изменениями порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги, как правило, весьма болезненно воспринимаются жителями как нашего, так и других городов. Это понятно, ведь в большинстве случаев изменения эти происходят в сторону повышения сумм в квитанциях. Тем не менее, когда они происходят на федеральном уровне, по сути, ни гражданам, ни организациям, работающим в этой сфере, не остается ничего, кроме как принять их к исполнению. Год назад были приняты и уже вступили в силу изменения в порядок расчета оплаты за воду, электроэнергию и услуги водоотведения, потребляемые на общедомовые нужды. В этой связи в первом квартале этого года для жителей части многоквартирных домов будет проведен перерасчет за 2022 год.

О том, в чем суть нововведений, мы спросили председателя постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства и землепользования при Собрании депутатов КГО Дмитрия Фещака.

Дмитрий Владимирович, в феврале в зале заседаний администрации КГО состоялось совещание с руководителями жилищных управляющих организаций. Одним из приоритетных вопросов, включенных в повестку, были изменения в порядок расчётов за коммунальные pecyрсы, потребляемые на содержание общего имущества многоквартирного дома, которые внесены постановлением правительства РФ от 03.02.2022 № 92. Можете ли вы подробнее рассказать, что за нововведения произошли на законодательном уровне, и как они повлияют на обычных граждан?

— Действительно, данным постановлением с 1 сентября 2022 года введены изменения в расчет платы за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также установлен порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества. Указанные изменения в основном касаются случаев, когда расчет платы за коммунальные ресурсы (КР) на содержание общедомового имущества (СОИ) производится, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов. Расчет размера платы за КР на СОИ определяется исходя из конкретной ситуации в доме. Постараюсь рассказать о каждой ситуации в отдельности.

 Первый случай, когда многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, при этом собственниками принято решение производить расчет размера платы за КР на СОИ, исходя из объема коммунальных ресурсов, определенного по общедомовым приборам учета (по факту). Расчет производится исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Между собственниками распределяется весь объем коммунальных ресурсов, определенный по общедомовым приборам учета в каждом расчетном периоде. Перерасчет по итогам года в этом случае не предусмотрен.

 Второй случай, когда многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, при этом собственниками принято решение производить расчет размера платы за КР на СОИ, исходя из среднемесячного объема потребления. Расчет осуществляется, исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с последующим проведением в I квартале следующего года перерасчета, исходя из фактически потребленного объема коммунальных ресурсов, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

 Третий случай, когда многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, однако собственниками не принято ни одно из вышеуказанных решений. Расчет осуществляется, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов с последующим проведением в I квартале следующего года перерасчета, исходя из фактически потребленного объема коммунальных ресурсов, определенного по общедомовым приборам учета.

Обращаю ваше внимание, что во 2-м и 3-м случаях, если начисленная по нормативу потребления (по среднемесячному потреблению) плата за КР на СОИ за год будет больше платы, рассчитанной исходя из фактического объема, определенного по общедомовым приборам учета, то собственникам по итогам года будет произведено списание такой платы, если меньше — доначисление. Величина перерасчета учитывается в составе платы за КР на СОИ в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.

 Четвертый случай, когда многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов. Расчет осуществляется, исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных ресурсов. Перерасчет по итогам года не предусмотрен.

 И пятый, когда многоквартирный дом оборудован автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и услуг. Расчет осуществляется исходя из данных, определенных по системе каждый месяц.

Перерасчет по итогам года не предусмотрен.

Следует сказать, что для собственников помещений в многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета, где выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом либо способ управления не выбран, плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается исходя из объемов коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета. Данный порядок действует с июля 2020 года и не изменился.

Каковы причины большого объема КР на СОИ?

— Обычно причинами большого объема являются:

  • неточность приборов учета;
  • превышение отдельными собственниками, не имеющими приборов учета, нормативного потребления коммунальных ресурсов;
  • разные сроки снятия показаний индивидуальных приборов учета;
  • манипуляции с индивидуальными приборами учета — воровство;
  • фальсификация — занижение показаний приборов учета, ошибки при снятии показаний; утечки, аварии на трубопроводах.

Устранение вышеуказанных нарушений способствует снижению объемов расходов собственников на оплату КР на СОИ.

Не кажется ли вам, что с введением постановления «крайними» сделали собственников жилья? Получается, что теперь управляющей домом организации все равно, сколько вытекло мимо трубы, нагорело средь бела дня или было украдено в результате несанкционированных подключений к коммунальным ресурсам в доме? Поставщики от этого выиграли потому, что для тех домов, кто платит по фактическим расходам, и тех, кто выбрал плату по нормативу, введена ежегодная корректировка (а по сути, ежегодная доплата) за коммунальные ресурсы, потребленные свыше норматива.

— До сентября 2022 года если объем потребления коммунальных ресурсов в доме был выше установленного региональными властями для такого типа домов норматива, за сверхпотребление доплачивала управляющая организация. Исключение составляли случаи, когда решение об оплате сверх норматива жителями было принято общим собранием собственников жилья. По мнению авторов постановления, ограничение начислений платы за содержание общедомового имущества для жителей нормативом негативным образом отразилось на экономике жилищно-коммунального хозяйства и привело к таким последствиям, как:

  • отсутствие у управляющих компаний(ТСЖ, жилищных кооперативов) достаточных средств на оплату всего объема коммунальных ресурсов на СОИ (в части сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов СОИ);

  • неконтролируемый рост убытков у поставщиков: теплоснабжающих организаций, водоканалов и энергосбытовых компаний;

  • отсутствие у собственников стимула устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов.

На мой взгляд, управляющие домом организации согласились бы оплачивать весь объем коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в условиях, если законодатель ввел бы дополнительные изменения в постановление правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части возможности установки приборов учета на КР на СОИ. Сам смысл это ресурса говорит нам, что он используется для подержания функционирования общего имущества, а потому должен оплачиваться управляющей организацией, которое это имущество содержит.

При таком варианте складывалась бы иная картина начисления платежей, тогда собственники бы платили по показаниям индивидуальных квартирных приборам учета, управляющая на доме организация по своим, а общедомовой счетчик взял бы на себя функцию контрольного.

Стоит отметить, что законом закреплена обязанность управляющей организацией заключить договор с ресурсоснабжающей в части оплаты КР на СОИ, но тогда она должна иметь возможность, как и любой другой абонент, оплачивать ресурс по приборам учета. Начиная с 2017 года КР на СОИ были включены в состав жилищной услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ), была создана система (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, они все равно получат свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет дисбаланс из прибыли или же собрав с населения.

Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса, это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, что в дальнейшем может привести к последствиям, в виде лишения ее лицензии.


Стас Воинков
Копейский рабочий
www.kr-gazeta.ru
№11 (18309) 17 марта 2023

Поделиться:

← Все новости

Контакты

Управляющая компания-5 Копейского городского округа

Адрес: 456601, Копейск, Кузнецова 18
Телефон: 8 (35139) 2-84-92 (делопроизводитель)
8 (35139) 2-84-82 (диспетчерская)

Мы в социальных сетях:




Задать вопрос